1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16
(FIAT)
Турин, �талия, 1899-
|
Р�стория Р¤Р�РђРўР° начинается РІ 1898 РіРѕРґСѓ, РєРѕРіРґР° инженер Джованни Баттиста Чейрано (Giovanni Battista Ceirano) заключили РґРѕРіРѕРІРѕСЂ СЃ РіСЂСѓРїРїРѕР№ туринских предпринимателей Рё финансистов Рѕ разработке РЅРѕРІРѕРіРѕ автомобиля РЅР° РІРЅРѕРІСЊ создаваемой фирме. До этого Чейрано РІ своей маленькой мастерской неподалеку РѕС‚ РґРѕРјР° влиятельного предпринимателя Джузеппе Лянчи (Giuseppe Lancia) занимался производством велосипедов. Прототип первого автомобиля "Веллейс" (Welleyes), который был готов РІ марте 1899 РіРѕРґР°, разработал Аристид Фаччиоли (Aristide Faccioli). РќР° нем установили 2-цилиндровый двигатель рабочим объемом всего 663 СЃРј3 Рё 2-ступенчатую РєРѕСЂРѕР±РєСѓ передач. Четыре месяца спустя "Фабрика Р�тальянских Автомобилей РІ РўСѓСЂРёРЅРµ" (Fabbrica Italiana Automobili Torino), сокращенно F.I.Рђ.Рў. (Р¤.Р�.Рђ.Рў.), купила фирму "Чейрано". РќРѕРІРѕР№ компанией руководили предприниматель Джованни Аньелли (Giovanni Agnelli), граф Карло Бискаретти РґРё Руффиа (Carlo Biscaretti di Ruffia) Рё финансист Рммануэле Брикеразио (Emanuele Bricherasio). Нашлось место Рё для РјРЅРѕРіРёС… сотрудников "Чейрано", среди которых были конструктор Фаччиоли, гонщик Феличе Наццаро (Felice Nazzaro) Рё техник Винченцо Лянча (Vincenzo Lancia), будущий основатель известной фирмы, сын Джузеппе Лянча. Первым Р¤Р�Рђ-РўРѕРј стал автомобиль, построенный РЅР° фирме "Чейрано", РЅРѕ уже СЃ иным оппозитным мотором мощностью 3,5 Р».СЃ расположенным сзади.
Р’ 1901 РіРѕРґСѓ технический директор Р¤Р�РђРўР° заказал Фаччиоли разработку РЅРѕРІРѕР№ модели СЃ двигателем установленным спереди, РЅРѕ тот отказался. Р’ 1902-Рј инженер РРЅСЂРёРєРѕ (Enrico) создал более мощный автомобиль СЃ 4-цилиндровым двигателем рабочим объемом 4,2 Р», РІ котором СЏРІРЅРѕ просматривалось сходство СЃ "Мерседесом" (Mercedes). Р’ 1904 РіРѕРґСѓ деревянную раму заменили РЅР° стальную, Р° сцепление практически скопировали СЃ "Мерседеса". РўРѕРіРґР° же выпустили небольшую партию роскошных автомобилей СЃ 4-цилиндровым мотором РІ 10082 СЃРј3 мощностью 60 Р».СЃ., СЃ трансмиссионным тормозом, СЃ водяным охлаждением.
В конце 1906 года исчезли точки между буквами в названии Ф.�.А.Т., с этого времени оно официально пишется Ф�АТ. Годом позже Ф�АТ изготовил первую машину с 6-цилиндровым мотором в 11034 см3 и пневматическим стартером. Первым Ф�АТом, получившим широкое распространение, стал выпущенный в 1912 году "Дзеро" (Zero) с мотором рабочим объемом 1846 см3. После окончания первой мировой войны появился серийный Ф�АТ-501, разработанный инженером Кавалли (Cavalli). Его производство прекратили в 1926 году, изготовив 45 тысяч машин. Ф�АТ-501 был довольно простой и недорогой машиной с 1,5-литровым 4-цилиндровым двигателем. Кроме подобных неприхотливых и массовых автомобилей, фирма производила более сложные и дорогие модели. Например, "Супер-Ф�АТ" — роскошный автомобиль с 12-цилиндровым 6,8-литровым мотором, который, правда, не был принят покупателями: с 1921 по 1923 год построили всего 30 экземпляров. Несмотря на это, Ф�АТ повторил попытку завоевать место в секторе престижных машин, на этот раз с моделью "519", оснащенной 6-цилиндровым двигателем меньших размеров рабочим объемом 4,8 л и гидромеханическим усилителем тормозов. Ее выпускали до 1929 года.
В 1925-м Ф�АТ представил более современный и легкий автомобиль "509" с мотором всего в 990 см3 с верхним распределительным валом. В 1929 году его сменила более мощная модель "514" с двигателем в 1440 см3, которая, не имела коммерческого успеха, хотя немецкая фирма НСУ (NSU) купила лицензию на ее производство и выпускала под маркой НСУ-Ф�АТ. В конце 20-х Ф�АТ выпустил комфортабельные модели "521" и "525" с 6-цилиндровыми моторами рабочим объемом соответственно 2516 и 3740 см3. Модель "521" являлась первым автомобилем марки Ф�АТ с гидравлическим приводом тормозов. В 1932-м компания сделала большой шаг вперед, начав массовое производство недорогой модели "508 Балилла" (Balilla), названной в честь молодежной фашистской организации �талии. Она оснащалась 4-цилиндровым двигателем в 995 см3 с верхними клапанами мощностью 25 л.с. в стандартном исполнении. Спортивный вариант этой машины с элегантным кузовом фирмы Тиа" (Ghia) имел форсированный мотор в 35 л.с. По лицензии "Балилла" выпускалась также фирмой НСУ в Германии, чешской фирмой "Вальтер" (Walter) и в Польше под маркой "Польски-Ф�АТ" (Polski-FIAT). С лицензионного производства "Балиллы" начинала свою деятельность и французская С�МКА (SIMCA).
Для РЅРѕРІРѕР№ модели "1500" РІ 1936 РіРѕРґСѓ Р¤Р�РђРў использовал центральную трубчатую раму, более совершенный аэродинамичный РєСѓР·РѕРІ Рё независимую подвеску передних колес системы "Дюбоннэ" (Dubonnet). Р’ конце того же РіРѕРґР° появился эпохальный "Р¤Р�РђРў-500 Тополино" (Topolino) СЃ небольшим, установленным спереди 4-цилиндровым двигателем рабочим объемом всего 570 СЃРј3, который обеспечивал легкой машине максимальную скорость 88 РєРј/С‡. Ртот 2-местный автомобиль нес РјРЅРѕРіРѕ прогрессивных решений: независимая подвеска передних колес, гидравлические тормоза, синхронизированная РєРѕСЂРѕР±РєР° передач. Р’СЃРµ это, РїСЂРё РЅРёР·РєРѕР№ цене, сделало его очень популярным. Без существенных изменений "Тополино" выпускали РґРѕ 1948 РіРѕРґР°.
В 1937-м появился Ф�АТ-1100 с независимой подвеской передних колес, который стал развитием модели "508". Его отличали высокая для своего класса мощность и великолепные ходовые качества. Максимальная скорость достигала 113 км/ч. В тот период эти популярные малолитражки стали основной продукцией "Ф�АТа", но, выпустив роскошный автомобиль Ф�АТ-2800 с 6-цилиндровым двигателем в 2852 см3, концерн доказал, что способен делать и более престижную продукцию.
После второй мировой Ф�АТ долго не предлагал особых новинок. Вплоть до 1950 года единственным нововведением, достойным упоминания, была классическая модель "1400" с несущим кузовом и короткоходным двигателем (диаметр цилиндра и ход поршня: 82 х 55 мм). В 1952-м на рынок поступил спортивный автомобиль "V8", производившийся малыми сериями. Машину оснастили 8-цилин-дровым V-образным 2-литровым двигателем. Кузов разрабатывала фирма Тиа" (Ghia). В 1953 году появился обновленный вариант довоенного Ф�АТ-1100 - модель "Нуова-1100" (Nuova) с несущим кузовом. В 1955 году последнюю серию "500С Тополино" сменила модель "600", принесшая Ф�АТу еще большую известность. В 60-е годы продажи этого популярного малогабаритного автомобиля с задним расположением двигателя рабочим объемом всего 633 см3, превысили миллион экземпляров.
Всемирную славу Ф�АТу принесла микролитражка "Нуова-500" с 2-цилиндровым верхнеклапанным двигателем воздушного охлаждения в 499 см3, выпущенная в 1957 году. За 15 лет изготовили свыше 3 миллионов этих автомобилей, после чего в производство запустили модель "126".
Концептуально схожий с моделями "500" и "600", заднемоторный Ф�АТ-850, являясь автомобилем более высокого класса, имел уже рядный 4-цилиндровый двигатель. Популярная модель 1966 года - Ф�АТ-124 с двигателем в 1197 см3 - стала прообразом первого советского массового автомобиля ВАЗ-2101 "Жигули". В том же 1966-м были представлены достаточно дорогие, на фоне массовой продукции Ф�АТа спортивные "Дино Спидер" (Dino Spider) и "Дино Купе" (Dino Coupe), разработанные в содружестве с фирмой "Феррари" (Ferrari), оснащенные мотором "Дино" V6 рабочим объемом 1987 см3. В 1967 году началось производство седана Ф�АТ-125 с 4-цилиндровым двигателем в 1608 см3 с двумя верхними распределительными валами. Видоизмененный вариант этой модели через некоторое время стали собирать в Польше под маркой "Польски-Ф�АТ". Параллельно некоторое время выпускались модели "1500L" (1481 см3), "1800В" (1795 см3) и "2300" (2279 см3). В 1969-м Ф�АТ присоединил к себе фирмы "Лянча" и "Феррари", а через два года - "Абарт" (Abarth). Тогда же состоялась эпохальная для Ф�АТа премьера первого переднеприводного автомобиля модели "128", а также демонстрация мощного комфортабельного седана "130", оснащенного двигателем V6 в 2866 см3 мощностью 160 л.с. и автоматической коробкой передач.
Р’ 1971 РіРѕРґСѓ концерн выпустил очередную переднепри-РІРѕРґРЅСѓСЋ модель "127" СЃ поперечным верхнеклапанным 4-цилиндровым двигателем рабочим объемом 903 или 1049 СЃРј3. Более просторный Р¤Р�РђРў-128 поступил РІ продажу СЃ моторами РІ 1116 Рё 1290 СЃРј3. Р’СЃРєРѕСЂРµ Р¤Р�РђРў-124 заменили РЅР° "131 Мирафьори" (Miration) - РїРѕ названию головного завода РІ РўСѓСЂРёРЅРµ. Ртот седан СЃ более современным дизайном выпускали СЃ двигателями РІ 1297 или 1585 СЃРј3 РІ различных комплектациях. Р’ продажу поступила также его спортивная версия "Абарт" для дорожных РіРѕРЅРѕРє Рё ралли СЃ форсированным мотором, независимой подвеской задних колес Рё 5-ступенчатой РєРѕСЂРѕР±РєРѕР№ передач.
Социальные исследования Р¤Р�РђРўР° РІ 70-С… годах показали, что РІ обществе изменилось представление Рѕ "народном автомобиле", который теперь имел право стать более солидным Рё РґРѕСЂРѕРіРёРј. Рту роль неплохо исполнял легкий Р¤Р�РђРў-126, РЅРѕ руководство концерна решило запустить РІ серийное производство довольно комфортабельный Рё РґРѕСЂРѕРіРѕР№ Р¤Р�РђРў-132 СЃ 4-цилиндро-выми двигателями РІ 1585 Рё 1995 СЃРј3. Р� РІСЃРµ же крупномасштабный выпуск автомобиля такого класса оказался преждевременным.
Двухместному спортивному автомобилю "Х1/9", представленному в 1973 году, по концепции Ф�АТа отводилась роль "спортивного народного автомобиля". Его отличали оригинальный дизайн и центральное расположение двигателя рабочим объемом 1290 см3, который с 1978 года увеличен до 1498 см3. Несмотря на оригинальность и невысокую цену, спрос на него оказался также невысоким.
В 1980 году Ф�АТ приступает к реализации новой программы, первенцем которой стала малолитражная "Панда" (Panda) с подчеркнуто угловатыми формами и двумя вариантами двигателей: модель "Панда-30" оснащалась 2-цилиндровым мотором в 652 см3 воздушного охлаждения, а на "Панде-45" стоял 4-цилиндровый агрегат в 903 см3 жидкостного охлаждения. Позднее серия"Панда" пополнилась модификацией с приводом на все колеса.
В январе 1983 года Ф�АТ представил массовый автомобиль "Уно" (Uno), являвшийся результатом самых крупных финансовых инвестиций в истории фирмы - 1000 млрд. лир. В 1984-м за ним последовала "Регата" (Regata) - седан на базе двухобъемного "Ритмо" (Ritmo), который в свою очередь сменила модель "Мирафьори". Годом позже концерн представил замену устаревшему Ф�АТ-132 - комфортабельный переднеприводный седан "Крома" (Croma), ставший первым итогом совместной деятельности фирм Ф�АТ, "Лянча" и шведской СААБ (SAAB). На нем использовались рядные 4-цилиндровые бензиновые двигатели, в том числе и с турбонадду-вом, а также дизельные моторы. Многие детали шасси "Кромы" были идентичны машинам "Лянча Тема" (Thema) и СААБ-9000. Компактный "Ритмо" в 1988 году сменила оригинально стилизованная двухобъемная модель "Типо" (Tipo), вызвавшая одновременно очень много нареканий и подражаний. С двухлетней задержкой на базе "Типо" выпустили 4-дверный седан "Темпра" (Tempra), а затем 5-дверный грузопассажирский универсал.
Р’ 1992-Рј Р¤Р�РђРў показал компактный микролитражный автомобиль "Чинкуеченто" (Cinquecento), РІ переводе просто "пятисотый", продолживший серию народных автомобилей, начатую простенькими "Тополино" Рё Р¤Р�РђРў-500. 1993 РіРѕРґ ознаменовался появлением популярного сегодня РІ Европе семейства моделей РѕСЃРѕР±Рѕ малого класса "Пунто" (Punto) Рё спортивного автомобиля "РљСѓРїРµ"(Coupe)СЃ РєСѓР·РѕРІРѕРј "Пининфарина" (Pininfarina), Р·Р° которым последовал небольшой 2-местный кабриолет "Баркетта" (Barchetta), созданный РЅР° шасси "Пунто". Р’ 1995-Рј гамму малого класса "РўРёРїРѕ" заменило РЅРѕРІРѕРµ вполне удачное семейство "Браво" (Bravo) Рё "Брава" (Brava) - технически идентичные машины СЃ трех- Рё пятидверными кузовами. Р’ конце 1996 РіРѕРґР° семейство пополнилось седаном "Мареа" (Магеа), заменившим "Темпру" Рё "РљСЂРѕРјСѓ". Замыкает программу 7-местный универсал повышенной вместимости "Улисс" (Ulysse). Ркспансия Р¤Р�РђРўР° РЅР° РјРёСЂРѕРІРѕРј автомобильном рынке привела Рє появлению РІ 1996 РіРѕРґСѓ РЅРѕРІРѕРіРѕ семейства - "Палио" (Palio), названного "всемирным автомобилем" Рё предназначенного для производства РІ развивающихся странах.